Realestate

Главная / Статья


Статья
12 Ноября 2024 г.

Полное бесправие: что делать, если претензии жильцов МКД игнорируются УК, комментарии К.В. Крохина, Сетевое издание «РЕГИОНЫ.РУ»


Очень часто от жильцов многоквартирных домов можно услышать жалобы о том, что управляющая компания не решает проблемы: подъезды без света, лифт не работает, дворники плохо метут дворы или убирают снег, а батареи в квартире холодные. Однако квитанции с немаленькими суммами за коммуналку все же продолжают приходить. Куда же жаловаться, если УК бездействует и не слышит проблем, выяснял корреспондент REGIONS.

 

Жесткий «игнор»

Ольга Н. живет в Подольске, и вот уже несколько месяцев подвальное помещение их дома затапливает.

«После непродолжительного снега и резкой смены погоды с минуса и на плюс у нас начинается потоп в цокольном этаже. Иногда трубу прорывает, и вода просачивается в подвал. Но самое ужасное, что управляющей компании нет никакого дела до этой проблемы. Дозвониться к ним не получается, а все попытки вступить в диалог с сотрудниками заканчиваются безрезультатно», — рассказала Ольга.

Также не обошлось и без других проблем: в многоэтажном доме, где живет Ольга со своей семьей, часто ломается лифт, и приходится пешком подниматься на девятый этаж, что крайне тяжело.

«У меня, например, больные ноги, мне очень сложно подниматься на высокие этажи. И лифт для меня — это спасение и единственный способ добраться до собственного жилья. Но и в этом вопросе нам УК не хочет помогать», — пояснила она.

 

Это беда многих МКД

По словам юриста и председателя Жилищного союза Москвы и Подмосковья, специалиста по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константина Крохина, ежедневно с аналогичными проблемами в сфере ЖКХ сталкиваются сотни людей.

«Если рассматривать конкретный случай с подтоплением подвала, то могу сказать следующее: сроки устранения данной проблемы зависят, конечно, от причины. Однако локализовать аварийную ситуацию, если, предположим, трубу прорвало где-то и в подвал хлещет вода, в УК обязаны в течение получаса, после того как жители МКД обратились и их заявку зарегистрировали», — рассказал он.

В то же время устранить неисправность УК обязана на следующий день. В тех случаях, когда на замену труб или деталей нужно время, представители компании должны уведомить об этом жильцов МКД.

«В случаях когда УК игнорирует требования собственников, то они вправе обратиться в Роспотребнадзор и Госжилинспекцию, которые обяжут УК оперативно решить эту проблему», — сообщил Крохин.

Ситуация с неисправным лифтом — тоже проблема, которую следует решать очень быстро.

«Когда ломается лифт, то достаточно тоже отправить заявку в управляющую компанию. Сотрудники компании обязаны сделать все, чтобы в течение суток устранить неисправность. В случаях серьезных поломок, когда нужно что-то починить или заменить, естественно, жильцам придется набраться терпения и подождать чуть больше. Но их о сроках ремонтных работ в лифте должны заблаговременно предупредить, а параллельно УК обязана сделать перерасчет оплаты за пользование лифтом», — отметил юрист.

 

Сроки важны

Как сообщил эксперт, многие жители многоэтажных домов даже не знают элементарных требований к работе УК.

«Например, у УК есть 30 дней на устранение каких-то глобальных проблем, связанных с выходом из строя техники, которая является частью общедомового имущества. На более мелкие и отдельно взятые запросы компания ответит оперативнее. Если ответ УК не устраивает или сотрудники бездействуют, следует писать в вышестоящие инстанции — жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или на портал «Добродел», — подчеркнул Крохин.

 

Как составляют договор с УК

Договор управления МКД, как правило, составляется в письменной форме жильцами дома и представителями УК, пояснил спикер.

«Сначала проект обсуждается и согласовывается членами совета МКД и управляющей компанией. Потом наступает этап ознакомления с проектом собственников дома, в этот период договор дополняется пожеланиями и требованиями жильцов и формируется окончательный вариант текста договора. После проводятся общие собрания собственников по утверждению условий договора управления. На них устанавливаются сроки действия договора, обязанности и права сторон, решается вопрос с тем, какой будет порядок оплаты услуг», — продолжил Крохин.

Конечно, можно также подписывать индивидуальный договор, в который могут вписываться дополнительные пожелания с обеих сторон. Его также подписывают представитель УК и член совета МКД.

 

Ограничения и дополнительные обязанности

Согласно российскому законодательству, жильцы имеют полное право ограничить или добавить обязанности управляющей компании по договору управления многоквартирным домом.

«Когда жильцы хотят изменить условия договора, они проводят общее собрание с участием сотрудников УК. Любые изменения и дополнения к договору управления оформляются дополнительным соглашением. После чего УК обязуется выполнять новые требования. Если организация начнет противиться этому, то собственники могут обратиться в суд, и уже по решению суда вторую сторону обяжут учесть нововведения, предлагаемые жильцами», — сказал спикер.

Если же граждане и вовсе хотят расторгнуть договор с управляющей организацией, в этом случае схема тоже стандартная: проводят общее собрание собственников МКД, на котором решение должно быть одобрено подавляющим числом голосов. Потом в УК и в органы государственного жилищного надзора следует направить уведомление с соответствующим решением.

Крохин также указал причины, которые часто становятся поводом для расторжения договора в одностороннем порядке.

«Это может быть коллективное решение жителей многоквартирного дома, если они самостоятельно выбрали эту компанию. Подобное решение допустимо, когда завершилось действие старого договора о сотрудничестве. В случаях, когда у УК не продлена или аннулирована лицензия на предоставление коммунальных услуг, тоже можно в одностороннем порядке расторгнуть договор», — сказал Крохин.

 

Альтернативы УК

Как заметил спикер, альтернативой управляющим компаниям является товарищество собственников жилья (ТСЖ). Это некоммерческая организация, которая состоит из жильцов конкретной МКД.

«Главная задача лиц, которые входят в ТСЖ, — управлять общим имуществом дома, курировать вопрос с подачей коммунальных ресурсов и следить за техническим состоянием и сохранностью инфраструктуры жилого объекта. Именно ТСЖ определяет размер тарифов на содержание и ремонт МКД или выбирает, кто будет подрядчиком», — сказал спикер.

Переход с управляющей компании (УК) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) — весьма затратный и сложный процесс с юридической точки зрения.

«В целом УК и ТСЖ равнозначны. Но чтобы сделать такой переход, нужно создать юрлицо, организовать бухгалтерию и наладить бюрократический процесс. Жильцам придется научиться составлять отчеты для Минюста и ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. — Прим. ред.)», — пояснил Крохин.

Среди преимуществ перехода из УК в ТСЖ эксперт выделил возможность контролировать расход средств и влиять на формирование тарифов на услуги ЖКХ.