Realestate

Главная / Статья


Статья
10 Сентября 2021 г.

Газ на газ не приходится. Юрист Константин Крохин — о том, как остановить череду бытовых взрывов в жилых домах, газета «Известия»


В результате взрыва бытового газа в Ногинской многоэтажке в среду, 8 сентября погибли три человека, пострадали 17. В этот же день аналогичное ЧП случилось в жилом доме в Екатеринбурге, пострадал один человек. Подобные происшествия, к сожалению, в России происходят регулярно.

В основном они возникают по вине людей. Самая распространенная причина взрывов газа в домах и квартирах — неправильное использование бытовых приборов. Наиболее частое нарушение — эксплуатация газовой плиты как прибора для отопления.

В основном такие случаи происходят с гражданами, ведущими асоциальный образ жизни. Их нередко отключают от электроснабжения за неуплату, и они не могут пользоваться электрическими обогревательными приборами. Могут быть ситуации, при которых бытовые приборы не соответствуют нормам безопасности, но граждан это не останавливает и они включают газовое оборудование с нарушением техники безопасности, что тоже приводит к аварии.

Предотвратить происшествия могла бы служба газового надзора, и раньше она была, все знали ее телефон — 04. Она выполняла роль государственной инспекции и полностью отвечала за контроль газовых сетей, обеспечивала их функционирование на государственном уровне. Газовая служба могла вынести предписание, оштрафовать, закрыть вентиль, и люди вели себя более дисциплинированно.

Сегодня в России такой службы нет. Обязанность слежения за состоянием бытовых приборов возложена на производителя газа, то есть на того, кто его поставляет, продает населению. Продавец, он же контролер, если обнаружит нарушения и выставит запрет на эксплуатацию, то не получит деньги за «товар», поэтому здесь, на мой взгляд, присутствует очевидный конфликт интересов.

В итоге в каких-то регионах и населенных пунктах контроль за эксплуатацией газового оборудования выполняется в полной мере, где-то не очень, а есть такие дома, как правило, находящиеся в аварийном, полуаварийном состоянии, где выполнить условия обязательных проверок просто невозможно.

Сейчас вся забота по замене плит, газовых колонок, установке приборов, следящих за уровнем загазованности, переложена на собственника, который нередко не имеет на это средств, да и сознательности.

Чтобы безопасно эксплуатировать газовые колонки или плиты, в каждой квартире следует установить газоанализаторы, отключающие подачу топлива, если произошла утечка. В европейских странах, например в Италии, Восточной Германии, вода в домах повсеместно подогревается с помощью газовых колонок, но там нет подобной череды аварий, потому что все квартиры оснащены средствами безопасности.

В России людей, проживающих в многоквартирных домах, которые используют такие современные приборы, очень мало. В индивидуальном жилом фонде иная ситуация. Коттеджи не подключат к газу, если система не будет обеспечена такими датчиками.

На мой взгляд, государство должно обязать жителей многоквартирных домов устанавливать газоанализаторы. Но здесь возникает еще одна проблема: газовое оборудование в основном размещено в старом жилом фонде, в домах до 12 этажей. Как правило, в них живут не самые богатые люди, получившие квартиру в советский период, у которых нет средств на датчики, новую газовую плиту, колонку.

В прошлом году в Орехово-Зуево взорвалась секция жилого дома. Его жители для подогрева воды использовали газовые колонки, и признавались честно: «Приборы контроля стоят 2 тыс. рублей, а у нас их нет. Мы пенсионеры, инвалиды». Получается, чтобы предотвратить взрывы газа, проблемой должно озаботиться государство и выделить малоимущим средства на покупку и установку датчиков. Это можно делать за счет бюджета или за счет фонда капитального ремонта, который собирает огромные деньги, и его недорасход ежегодно составляет 80 млрд рублей.

Отмечу еще один момент: панельные пятиэтажки, девятиэтажки — это дома советского массового домостроения, низкого качества. Взрыв газа в них приводит к значительным разрушениям, от одного случая может погибнуть много людей. В таких домах необходимо провести дегазификацию и установить электрические плиты. Пять лет назад и я, и комитет Торгово-промышленной палаты по ЖКХ выступали с этой инициативой. Когда в 2015 году появился фонд капремонта, предлагалось оттуда взять деньги и направить их на дегазификацию. Благодаря реформе РАО ЕЭС у нас появился избыток генерации электроэнергии, и жилой фонд вполне можно обеспечить электричеством. Конечно, потребуется увеличение мощности подстанций, но это решаемо. Централизованная дегазификация нужна. На нее может уйти от пяти до десяти лет. Но программа должна быть реализована на федеральном уровне, потому что субъекты перевод домов с газа на электричество не потянут.

Автор — председатель Союза жилищных организаций Москвы