Realestate

Главная / Статья


Статья
13 Февраля 2024 г.

Спасёт ли реформа ЖКХ от очередных аварий? Комментарии К.В. Крохина, «Octagon.Media»


После громких коммунальных аварий этой зимы федеральные власти наперебой заявляют о готовящейся масштабной модернизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Однако конкретных шагов не называют, как и не раскрывают подробностей об источниках финансирования. Пока регионы ожидают сигналов к действиям, эксперты оценивают запал чиновников скептически, отмечая, что к реальным переменам власти не готовы.

Текущий год станет переломным для ЖКХ, пообещал вице-премьер Марат Хуснуллин, выступая на выставке-форуме «Россия». Он отметил, что в отрасли накопилось много проблем, в том числе из-за нехватки финансирования, и подчеркнул, что готовится масштабная программа модернизации ЖКХ.

Помимо вице-премьера на необходимость срочных перемен указал министр энергетики и ЖКХ Николай Шульгинов и глава попечительского совета Фонда развития территорий Сергей Степашин. Поводом для ряда выступлений государственных мужей стали крупные коммунальные аварии, которые потрясли регионы в начале года.

Как писал «Октагон», инциденты уже сказались на рейтинге некоторых глав субъектов РФ. Поэтому на местах реформаторская риторика воспринята с большим вниманием. По словам источников «Октагона», в регионах к старту модернизации готовятся после президентских выборов, но в чём именно она будет заключаться, пока не понимают.

 

Кто виноват

Для России очередной виток реформирования ЖКХ – уже четвёртый в новейшей истории. Первый стартовал в 1991 году с принятием Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» и завершился созданием новой структуры управления ЖКХ в регионах. Второй этап продлился до 2004 года, ввёл понятие стандарта качества коммунальных услуг и сделал акцент на снижение издержек за счёт роста тарифов.

Третий этап реформирования завершился в 2019-м; его главной вехой стало принятие Жилищного кодекса РФ. А осенью 2022 года была утверждена Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года – новый документ, продолжающий более чем 30-летнюю борьбу за улучшение ситуации в коммунальном секторе.

Однако исследователи отрасли обращают внимание на то, что цели, определённые документом, никак не отличаются от задекларированных в 90-х годах.

Эксперты отмечают, что, как и десятки лет назад, основными препятствиями для повышения качества городской среды названы вопросы сноса ветхих построек и расселения их жителей, модернизация инфраструктуры, к которой будут подключены новостройки, и долги по коммунальным платежам.

С мнением экспертов согласен член комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ Константин Крохин, который считает, что для коренного изменения ситуации необходима смена управленческой команды в коммунальной сфере. Он обращает внимание на то, что в Минстрое «нет ни одного замминистра, кто бы работал в ЖКХ, из-за чего рождаются странные хайповые инициативы».

– Как могут писать постановления люди, которые ни дня не работали в ЖКХ? Они говорят про цифровизацию в отрасли, это уже анекдот. Какая цифровизация, когда у нас трубы рвутся? Мы видим невладение ситуацией даже на уровне экспертных советов. Например, Степашин говорит о том, что для изменений в ЖКХ нужно повысить престижность профессии. А для этого почему бы не ввести профессиональный праздник для работников ЖКХ. При том что он уже давно существует и отмечается ежегодно в третье воскресенье марта, – добавляет Константин Крохин.

Он подчёркивает, что никакая реформа ЖКХ не начнёт работать, пока остаются на местах те же подрядчики, органы надзора и команды чиновников, которые допустили массовые аварии в январе, в ноябре отчитавшись о готовности жилфонда к зиме.

– С точки зрения любой управленческой логики, будь то в футболе или в политике, руководство меняется после провала его работы. Смена команды – это сигнал для всего рынка и для чиновников о том, что грядут перемены и требования будут другие, – говорит Крохин.

 

Что делать

Согласно данным МинЖКХ, на 2021 год физический износ котельных в среднем по России составлял более 55 процентов, водопровод (коммунальные сети) изношен на 65 процентов, канализация и тепловые сети – на 63 процента. В некоторых муниципалитетах коммунальная инфраструктура изношена на 80 процентов, и показатель увеличивается на два-три процента в год. Причина такого состояния обусловлена прежде всего тем, что примерно 30 процентов основных фондов ЖКХ полностью отслужили свои нормативные сроки, отмечают исследователи.

При этом цифры по изношенности сетей отличаются у разных чиновников и ведомств, являются примерными, высчитанными «из кабинетов в Москве», считает Константин Крохин. Поэтому начинать программу модернизации необходимо с глобального обследования по стране состояния труб и мониторинга всех объектов ЖКХ.

Первоочередной шаг в этом направлении – отмена моратория на проверки, который действует с 2022 года, а весной прошлого был продлён сразу до 2030 года. И сейчас Государственная жилищная инспекция и Роспотребнадзор при обращениях граждан зачастую ссылаются на невозможность провести проверки и выписать предписания для устранения нарушений.

После получения реальных актуальных данных по состоянию системы нужно создать что-то наподобие советского плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), но в сфере теплоснабжения и с учётом особенностей регионов в зависимости от доступности ресурсов, говорит эксперт. Например, заменить централизованное теплоснабжение на автономное там, где это возможно. Подключать газовые котлы к электричеству там, куда сложно подвести газ, – в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, например.

– Следующий этап – обследование домов на энергоэффективность. Если мы отремонтируем тепловые сети, увеличим генерацию, но продолжим топить улицы из-за того, что у нас панельный жилфонд весь дырявый, смысла в программе модернизации не будет, – поясняет Константин Крохин.

 

За чей счёт

По мнению Крохина, к программе модернизации можно привлечь крупные компании, например «Интер РАО», которая планирует построить в Казахстане три теплоэлектроцентрали за собственный счёт.

– В бюджете денег больше, чем пообещал президент (по 450 миллиардов рублей в год), нет. Значит, надо брать из внебюджетных источников, привлекать крупные компании, которые даже после введения санкций и заморозок находят способы инвестировать в соседние дружественные государства. Во всём мире генерация тепла, энергии – это крупные компании, этого не надо стесняться, – добавляет собеседник издания.

Прямые инвестиции в отрасль ЖКХ за последние два года, сообщил Марат Хуснуллин, составили более 500 млрд рублей. По словам вице-премьера, они должны дать результат в ближайшее время и способствовать модернизации. Также на программу пойдут средства инфраструктурных и казначейских кредитов. Что касается роста тарифов, вице-премьер впервые от лица федеральных властей заявил о том, что за счёт них «модернизировать всё невозможно, и мы против этого».

Таким образом Марат Хуснуллин поддержал идею, давно предлагаемую экспертами рынка.

Возможно, что за выборами президента последуют перемены в подходах к управлению отраслью, а с ними начнётся и реальная программа модернизации. Пока же, по мнению экспертов, высока вероятность того, что всё ограничится громкими заявлениями.