Realestate

Главная / Публикация Сайта


публикации

08 Августа 2018

Эволюция и революция - не «близняшки». И даже не родственники

http://www.moskv.ru/articles/fulltext/show/id/6516/

Вышедшее 24 апреля постановление правительства Москвы № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом РФ» в прессе уже назвали революционным. Отозвалась на него и жилищная общественность. Сегодня публикуем мнение председателя Союза жилищных организаций г. Москвы Константина Крохина.

Этот долгожданный документ дал начало реальному реформированию системы управления жилыми домами. Не секрет, что до последнего времени она держалась на ГУП ДЕЗ. Через них поступали прямые дотации на содержание и текущий ремонт жилья. Для кризисного периода 90-х годов такие подходы к управлению были оправданы, так как позволили сохранить систему городского жилищного хозяйства и обеспечить бесперебойное снабжение коммунальными услугами жителей, надлежащий уровень санитарного содержания и благоустройства. Однако после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 года) действующая практика вошла в противоречие с федеральным законодательством. Оно установило жесткие требования по равному доступу предприятий различных форм собственности к управлению жилыми домами, одинаковые формы поддержки для всех участников рынка, дало возможность собственникам жилья влиять на выбор эксплуатирующей организации, на качество и стоимость оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

Говорить о реализации прав жителей в условиях монополии ДЕЗов, когда практически все дома на территории района обслуживаются одной управляющей организацией (а это ни много ни мало - от 100 до 300 строений), - не приходится. Необоснованный рост стоимости ЖКУ, невнимание к чаяниям и потребностям жителей, несвоевременное выполнение заявок, непрозрачность расходования средств - качество обслуживания ДЕЗов уже давно стало «притчей во языцех». В этих условиях выход нового постановления правительства Москвы более чем назрел.

В пункте 1 постановления администрация города установила приоритетом формирование заинтересованности собственников жилья в создании ТСЖ, так как эта форма управления наиболее полно реализует права жителей. Такой вывод дорогого стоит. Несмотря на громогласные заявления руководителей города и первых лиц государства о высокой эффективности ТСЖ, «на местах» до сих пор приходится слышать от некоторых чиновников рассуждения о том, что ДЕЗы лучше управляющих компаний или товариществ. С выходом постановления № 299-ПП в этой «заочной дискуссии» поставлена точка.

Следует отметить предстоящую в этом году масштабную реорганизацию ДЕЗов. Они уже к осени перестанут существовать в прежнем виде. Теперь из состава дирекций выведут государственную функцию в виде бюджетных дотаций и субсидий, а также значительную часть городского недвижимого имущества (ОДС, нежилые помещения, элементы инфраструктуры), и передадут в создаваемые инженерные службы районов и административных округов (ИСР и ИС АО). От Департамента жилищной политики и жилищного фонда и Департамента имущества города Москвы этим службам перейдут полномочия по представлению интересов города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений на собраниях собственников помещений и общих собраниях ТСЖ. ДЕЗы сохранят функцию управления подведомственным жилым фондом и будут преобразованы в ОАО, чтобы на равных конкурировать с частными управляющими компаниями и ТСЖ.

В постановлении особо отмечено, что бюджетная поддержка в виде субсидий будет сохранена и распространится на все управляющие организации независимо от формы собственности. То есть теперь компенсацию затрат на эксплуатацию и содержание жилого фонда будут получать не только ДЕЗы, но и ТСЖ, а также управляющие компании, устанавливающие рекомендованные администрацией города тарифы на ЖКУ. В этих положениях заложены важные механизмы социальной защиты москвичей и сдерживания необоснованного роста тарифов в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования в ЖКХ.

К осени нынешнего года в городе должен быть сформирован единый реестр управления многоквартирными домами (ЕРУ), вести который будут в районах и на уровне города. Сведения, содержащиеся в нем, будут доступны не только органам власти, но и любому собственнику помещения, заинтересованному в получении объективной информации об управляющих организациях, действующих на территории города. В состав ЕРУ войдет информация об организациях, их руководителях, опыте управления. Это позволит устранить дефицит информации об управляющих компаниях, положительно зарекомендовавших себя. Следует отметить, что инженерные службы районов смогут голосовать на общих собраниях только за те управляющие организации, которые будут включены в ЕРУ. Так что для управляющих появится важный стимул к надлежащему исполнению своих обязательств и поддержанию профессиональной репутации.

Отмечу, что предлагаемые в постановлении изменения носят эволюционный, а не революционный характер. Город пытается не потерять управляемость сферы ЖКХ и в то же время внедрить в практику современные формы управления, исполнить в полном объеме требования федерального законодательства. Выиграть от этого должны все москвичи. Теперь главное, чтобы слова не разошлись с делами. Очевидно, без участия граждан повысить качество ЖКУ будет невозможно: не поставишь же официального контролера в каждый подъезд или к каждому мусорному баку. На примере членов нашей организации мы видим: в домах, где общественность активна, независимо от того, управляет там ТСЖ или управляющая компания, служба эксплуатации вынуждена реагировать на претензии.

Союз жилищных организаций г. Москвы создает окружные учебнометодические центры в Юго-Западном, Центральном, Северном и Северо-Западном округах и Зеленограде для оказания организационной и юридической поддержки жилищным объединениям, инициативным группам, а также для информирования жителей столицы по вопросам управления ногоквартирными домами.