09 Августа 2018
Куда уходят бюджетные деньги со счетов фальшивых ТСЖ
http://www.izvestia.ru/moscow/article3148668/
Анна Гараненко
Указание разобраться с проблемами товариществ собственников жилья (ТСЖ) стало одним из первых в мэрской карьере Сергея Собянина. Сроку на выполнение задания было дано до середины декабря. Можно ли решить за это время проблемы, копившиеся годами? Как быть с фальшивыми товариществами и их липовыми председателями, а главное - с реальными бюджетными деньгами, уходящими на сторону? Обозреватель "Известий" Анна Гараненко задала эти вопросы председателю Союза жилищных организаций Москвы Константину Крохину.
известия: За последние годы липовые ТСЖ в Москве создавались сотнями, вызывая обоснованное возмущение горожан - вплоть до судебных исков. Есть ли радикальный способ разрешения ситуации?
константин крохин: Учитывая количество таких ТСЖ и объем связанных с этим вопросов, решить проблему ни за месяц, ни за два невозможно. Кстати, мне не нравится термин "липовые" - с юридической точки зрения эти товарищества вполне легитимны. Было бы правильнее называть их "проблемными". Большинство из них было создано без согласия жителей и даже без их ведома. Ясно, что протест во многих случаях не связан собственно с идеей жилищного самоуправления: людям не нравится, когда их не уважают и их мнением не интересуются.
и: Может, их просто уничтожить: так же массово, как они создавались? Издать соответствующий указ, учитывая, что политическая воля для этого, похоже, есть.
крохин: Ликвидировать проблемное товарищество сложнее, чем создать. На этапе организации было достаточно протокола (как правило, фальсифицированного), подписанного некими людьми и отнесенного в налоговую инспекцию. Чтобы запустить процедуру ликвидации, нужно
провести общее собрание. Что очень трудно: если люди не собрались в первый раз, значит, они не хотят самоорганизовываться. Получается, надо опять фальсифицировать результаты? Это уже слишком. Есть еще вариант: если юрлицо не сдает отчетность и не проводит операций в банке в
течение года, то его можно в упрощенном порядке исключить из реестра. Но для этого должны быть политическая воля руководства города и договоренность с налоговой.
и: В судах лежат десятки исков от жителей, требующих признать необоснованность создания ТСЖ в их доме. Многие выиграны.
крохин: Это так, но что делать с этими решениями, непонятно. Суд признал, что общее собрание проводилось с нарушениями. Но это не повод закрывать ТСЖ. Иск о ликвидации может подать только государственный орган - в данном случае налоговая инспекция. Более того, выясняется, что ТСЖ, по которым уже имеются судебные решения, продолжают получать субсидии.
и: Сколько в городе фальшивых ТСЖ?
крохин: Городская программа развития ТСЖ предусматривала создание товариществ в трети жилых домов из 40 тысяч. Примерно в 10 тысячах домов ТСЖ уже созданы - и большая часть из них проблемные. Создавались они в домах, где преобладает доля города, в которых много неприватизированных квартир, где люди ни психологически, ни юридически не являются собственниками своего жилья. Многие существуют только на бумаге - сразу после создания они передают свои полномочия по управлению домами ДЕЗам. Многие даже не имеют расчетных счетов - ДЕЗы за них и от их имени получают субсидии и оприходуют их.
и: О каких суммах идет речь?
крохин: Это огромные деньги. В бюджете Москвы порядка 200 млрд в год заложено на поддержку ЖКХ. В среднем районный ДЕЗ обслуживает от 120 до 400 домов. Оборот каждого ДЕЗа - около 200-300 млн рублей в месяц. Городская ставка услуг по обслуживанию и содержанию дома - 22 рубля 92 копейки за один кв. метр, из них примерно 12 рублей - субсидия. То есть около 100-150 млн рублей. Умножьте на 125 районов. Вот вам масштабы.
и: Вы хотите сказать, что все они сворованы?
крохин: Нет - для этого должны быть основания в виде возбужденных дел. Но когда деньги в таких объемах расходуются без контроля собственников жилья, существует огромный соблазн. Деньги выделяются на содержание и ремонт, а тратятся по завышенным сметам, по левым договорам, перечисляются фирмам-однодневкам. ДЕЗы привлекают для работ в основном мигрантов - это видно невооруженным глазом на московских улицах. Расчеты с мигрантами ведутся наличными. Откуда берутся деньги? Поступают от заказчика, которым выступает ДЕЗ, и обналичиваются. Выстраивая логическую цепочку, мы приходим к выводу, что скорее всего злоупотребления значительные. Хотя никто не ставил задачу это подсчитать.
и: Если бы новый мэр решил ее поставить?
рохин: Тогда она должна звучать как "проверить использование бюджетных субсидий на ЖКХ, целесообразность их финансирования в таком объеме". Результат был бы молниеносный - сразу из средств, которые тратятся на содержание домов, эти "воздушные" деньги (размер откатов известен - от 40 до 50%) исчезли бы. Остались бы в бюджете или пошли на реальное содержание домов. Возможно, их стоило бы потратить на нивелирование негативных последствий создания проблемных ТСЖ.
и: Сначала за большие деньги строили, теперь - ломать. И снова небесплатно?
крохин: Но нельзя делать вид, что проблемы нет - фальшивые ТСЖ никуда не денутся. Там, где товарищества можно оживить, обучив и заинтересовав население, надо это сделать. Там, где это невозможно, - провести собрания по ликвидации. Потратить время, направить юристов, провести информационную работу. Да, это расходы.
и: Допустим, с проблемой фальшивых ТСЖ в Москве разберутся. Что дальше?
крохин: Следует перестать поддерживать управляющие компании субсидиями - помощь в оплате коммунальных услуг должна быть адресной. Окончательно акционировать ДЕЗы - они должны работать на рынке наравне с другими участниками. Пока у них нет мотивов повышать качество услуг, экономить, использовать современные технологии. Наоборот, чем хуже с точки зрения закона и нравственности работает ДЕЗ (обманывает население, уводит деньги непонятно куда), тем на лучшем счету находится.
* * *
КОММЕНТАРИЙ
Павел Крашенинников, глава комитета Госдумы по законодательству:
- ТСЖ не смогут прижиться, если людей будут объединять административным путем, ведь это те же колхозы. Это мы уже проходили, но, к сожалению, урок не усвоили. В ТСЖ должны объединиться жильцы одного дома, но это не происходит из-за того, что в среднестатистической российской многоэтажке живут люди разных слоев - от достаточно успешных бизнесменов и вузовских преподавателей до бомжей-алкоголиков. И, к сожалению, таких домов большинство. Там нередко трудно добиться гражданского мира и уважения прав друг друга, а не то что объединиться ради идеи сделать свою жизнь более комфортной.
Идеи ТСЖ лучше всего приживаются в новых домах, так как там селятся люди примерно одного круга, сопоставимых доходов и понимания того, что же это такое - достойная жизнь. Вот в таких домах создание ТСЖ идет неплохо.
Что делать? В старых домах оставить существующие муниципальные формы управления. Но сделать их максимально прозрачными. Пусть управляющие конторы отчитываются за каждый рубль и печатают свои финотчеты в газете, в интернете, на дверях подъездов. Граждане получат возможность контролировать траты.